Соболев Леонид Сергеевич - Топовый Узел
Леонид Сергеевич Соболев
Топовый узел
I
"Мощный" нес незаметную службу: вечно заваленный до самой трубы
бочками, тюками, ящиками, он ходил с разными поручениями в Ленинград, на
форты, в Ораниенбаум, перетаскивал баржи и шаланды, глубокой осенью
настойчиво пробивался во льду, задорно наскакивая на льдины своим высоким и
острым форштевнем. Порой он пыхтел на рейде, разворачивая огромную махину
линкора, для чего, однако, ему требовалась помощь "Могучего" и "Сильного",
ибо мощность "Мощного" заключалась главным образом в его названии: это был
обыкновенный портовый буксир полуледокольного типа, невзрачный и
трудолюбивый работяга на все руки.
Тем не менее Григорий Прохорыч, бессменный его капитан, всерьез
обиделся, когда портовые маляры к началу кампании замазали гордое слово
"Мощный" и вывели на бортах невыразительные знаки "КП-16", что значило
"буксир No 16 Кронштадтского порта". В виде протеста Григорий Прохорыч,
выпросив у маляров той же краски, собственноручно подновил надпись "Мощный"
на всех четырех спасательных кругах и на пожарных ведрах.
- Капе, капе... что за капе, да еще шестнадцатый? Корабль имя должен
иметь, а не номер, - жаловался он за вечерним чаем дружку своему, машинисту
Дроздову, которого величал "старшим механиком". Оба они, старые балтийские
моряки, служили на "Мощном" по вольному найму, служили плотно и устойчиво
добрый десяток лет, оба были приземисты, суровы и в свободное время гоняли
чаи в количестве непостижимом.
- Так разве ж это корабль? - отвечал тот, с хрустом надкусывая сахар. -
На кораблях мы с тобой, Григорий Прохорыч, свое отплавали... Бандура это, а
не корабль...
Здесь опять начинался горячий спор, имевший многолетнюю давность.
Дроздов, человек склада трезвого и иронического, любил подразнить капитана,
который считал свой буксир кораблем, наводил на нем военный порядок и
воспитывал в почтении к чистой палубе молодежь, в особенности Ваську Жилина,
занозистого кронштадтского паренька, а от своего "старшего механика"
беспощадно требовал, чтобы "Мощный" не дымил, как паровоз, а ходил без дыма,
как и полагается военному кораблю.
Перемена названия огорчила Григория Прохорыча гораздо больше, чем мог
предполагать это Дроздов. Если "Могучий", "Сильный" и прочие
буксиры-близнецы, волей порта превращенные в номерные КП, были для других
капитанов только местом довольно беспокойной службы, то для него "Мощный"
был кораблем. А в понятие "корабль" Григорий Прохорыч за тридцать с лишним
лет своей флотской службы привык вкладывать огромное содержание.
Но добиваться, что именно означает для него корабль, было бы так же
бесполезно и жестоко, как требовать от матери точных разъяснений, что
представляет для нее ее ребенок и на основании каких именно данных она
страстно верит в то, что сын ее - лучше, красивее, виднее других.
Корабль был для него смыслом и содержанием жизни. Пожалуй, этой общей
фразой вернее всего будет передать все то, что заставляло его рисковать
порой здоровьем, отдавать кораблю все силы и чувства, двадцать лет подряд
вскакивать задолго до побудки и осматривать палубу, шлюпки и краску,
соображая, с чего начать дневные работы, чтобы корабль был всегда нарядным,
подтянутым, чистым и великолепным, - ибо двадцать лет подряд Григорий
Прохорыч был боцманом: на крейсерах, потом на учебных кораблях и, наконец,
на линкоре.
При этих переходах с корабля на корабль он испытывал всегда одну и ту
же смену чувств.
Сперва это была острая горечь расставания с командой, с к