899171cb     

Соболев Леонид Сергеевич - Капитальный Ремонт



Леонид Сергеевич Соболев
Капитальный ремонт
Роман
Роман "Капитальный ремонт" - одно из лучших произведений известного
советского писателя Л.Соболева (1898-1971). Посвящен жизни русского
дореволюционного флота.
Содержание
Вс.Сурганов. "О.Р." - основная работа
Капитальный ремонт
Часть первая
Часть вторая
Словарь морских терминов
"О.Р." - ОСНОВНАЯ РАБОТА
Роман "Капитальный ремонт" впервые увидел свет в 1932 году на страницах
журнала "Локаф"* - ныне "Знамя". В 1933 году вышел отдельным изданием. В
течение шести последующих лет переиздавался семь раз подряд. Его перевели на
языки народов СССР, выпустили в Англии, Польше, Финляндии, Франции,
Чехословакии, США. В рабочих клубах и армейских частях, на боевых кораблях и
в сельских библиотеках шло оживленное обсуждение полюбившейся книги. О ней
жарко спорили критики. Ее высоко оценил на Первом съезде советских писателей
А.М.Горький, отметив появление в нашей литературе еще одного самобытного
мастера.
______________
* ЛОКАФ - литературное объединение Красной Армии и Флота.
Роман не был автобиографичным в традиционном понимании. Тем не менее
его сюжет, ключевая идея, характеры главных персонажей были органично
связаны со всем, что пережил и перечувствовал молодой художник в
предшествующие бурные годы.
Леонид Сергеевич Соболев (1898-1971) родился в Иркутске, в небогатой
дворянской семье. Мальчик, подрастая, все больше мечтал о море и кораблях.
Примером ему служил Александр - любимый старший брат, который, блестяще
окончив в 1909 году гимназию, сразу же направил прошение о принятии его в
петербургский Морской корпус, а по его окончании, с весны 1913 года, принял
командование орудийной башней линкора "Павел Первый". Леонид к этому времени
тоже перебрался в столицу, учился в Третьем Александровском кадетском
корпусе, наведываясь к брату на корабль при каждой возможности. В мае 1916
года, в разгар военных действий на Балтике, будущий писатель поступает в
заветное Морское училище (так был переименован к тому времени Морской
корпус). А год спустя, избранный после Февральской революции членом
училищного комитета, уходит в море в должности матроса-сигнальщика на
миноносце "Стройный". Так получает он "крещение" войной и революцией. То же
"крещение" обрел и Александр, которого восставшие матросы "Павла",
расправившись с офицерами-"драконами", выбрали в судком, оказав ему тем
уважительное доверие.
Оба брата с честью это доверие оправдали, пройдя через жестокие
испытания гражданской войны, обороняя Кронштадт и Красный Питер от
интервентов и белогвардейцев. С марта 1919 года Леонид Соболев начинает
действительную флотскую службу уже в командирском звании. Служба эта - на
миноносцах, тральщиках, на линкоре - продолжается вплоть до 1931 года:
молодой штурман увлеченно помогает возрождать и строить Балтийский флот.
Одна из активных форм этой помощи - сотрудничество в журнале
"Краснофлотец" и первые писательские опыты - рассказы, очерки, юморески. И в
их числе рассказ "Историческая необходимость" (1926), из которого несколько
лет спустя вырос "Капитальный ремонт".
Очень большую роль в создании романа, в формировании политических
взглядов автора и его исторической концепции сыграли Вс.Вишневский, Н.Мамин,
Н.Свирин, Р.Мессер, Вл.Кнехт и другие товарищи Соболева по
Ленинградско-Балтийскому отделению ЛОКАФа. Во всяком случае, говоря об
истории "Капитального ремонта", писатель-моряк неизменно и благодарно
называл ЛОКАФ и Красный Флот в числе своих "соавторов".
Д



Содержание раздела