Собачий Х З - Сломанная Головоломка
Сломанная Головоломка
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Сборник рассказов "Сломанная головоломка" имеет несколько существенных
отличий от других подобных сборников.
Во-первых, для этой книги не подходит само название "сборник" -
рассказы в ней не собраны, они специально для нее созданы авторами.
Во-вторых: "составителями" (точнее - в данном случае -
организаторами) руководило принципиально чуждое духу подлинной литературы
желание - попробовать с помощью литературных произведений (в данном случае
- рассказов) выразить нечто большее, чем то, на что обычно отваживается
литература как таковая. Если говорить совсем просто - рассказы заказывались
и были написаны авторами "на тему".
Этот самоубийственный для любого живого творчества подход - подход к
литературе, как к средству, а не как к цели - в данной ситуации, тем не
менее, полностью себя оправдал.
Случилось это лишь по одной причине.
Причина эта в том, ради чего сомнительное мероприятие по созданию
сборника и было затеяно; в уникальной способности этого оживлять все, за чем
оно скрывается, просвечивать сквозь любую свою внешнюю форму.
Для обозначения этого таинственного нечто, скрытого в данном случае за
полутора десятками небольших рассказов, существует, в общем-то, специальное
название. Самое обычное, достаточно точное и - в то же время - совершенно
не подходящее в данной ситуации. Это название - неприятные по звучанию и
смыслу слова "философская система".
Гегель просто писал "Феноменологию духа". Ницше говорил - афоризмами,
притчами, устами Заратустры, Сартр, чтоб растолковать наболевшее, сочинял
романы и пьесы, Хайдеггер дошел до философской Поэзии. Что-то из этой серии
сейчас перед Вами.
Однако предлагаемая Вам книга, в то же время, заметно отличается от
"философской прозы" в традиционном ее понимании. Отличий несколько. Прежде
всего, это отсутствие единого стиля и тональности (что, конечно, во многом
обусловлено коллективным характером работы).
Второе отличие - принципиальная незавершенность этого сборника как
философского произведения. Отказаться от подзаголовка "Том первый"
составителей заставила лишь некоторая неуверенность в целесообразности
скорого продолжения. Если продолжение все же последует, то это будет уже
новая книга, а не "второй том" (пример - хорошо известные сборники "Вехи" и
"Из глубины").
Такая незавершенность - прямое следствие третьей особенности сборника:
он служит выражением философской системы, которой не существует в иной,
отличной от этого сборника, форме. (Именно поэтому не очень и подходят для
обозначения того, вокруг чего выросла книга, слова "философская система" -
эти слова предполагают как минимум существование того, к чему относятся.)
Противоречие здесь лишь кажущееся.
Принцип неопределенности в философии (подобный принципу
неопределенности в квантовой механике) гласит, что чем более строга и
лаконична форма изложения "философской системы", тем меньшее число людей
принимает эту "систему"; и, наоборот, чем очевиднее, естественней,
популярнее "система", тем более неопределенна, метафорична, двусмысленна ее
словесная оболочка (примеры таких "размытых" текстов приводить, вероятно,
излишне). При этом важно понимать, что указанное противоречие между
"популярностью" и "строгостью" изложения "философской системы" не имеет
никакого отношения к самому факту ее существования. Тем более - к вопросу о
ее истинности или ложности.
Так же несомненно существование и той "философской системы", ради
выражения которой на